Russian English Greek Serbian Ukrainian
Информационный Сайт Херсонского Священника

ЦЕРКОВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Церковь сегодня

Церковь сегодня (36)

Протоирея Александра Клименко называют самым поющим священником страны. Три года назад он произвёл настоящий фурор своим появлением на сцене шоу "Голос страны", став его победителем и собрав наибольшее количество голосов зрителей. В итоге его победа в светском шоу стала самым успешным миссионерским проектом.

Митрополит Волоколамский Иларион – человек, который отвечает за международные отношения Русской Православной Церкви. Специально для канала «Витражи» митрополит Иларион рассказывает, почему так называемая «Православная Церковь Украины» (ПЦУ) не может считаться канонической. Мошенничество, педофилия, судимости – краеугольные камни, на которых некогда была выстроена новая церковь.

Вы увидите факты, которые доказывают отсутствие апостольского преемства у ряда её иерархов, а также те подложные документы, с помощью которых представители ПЦУ ввели Патриарха Варфоломея в заблуждение.

Cегодня много говорят о современном расколе в Украине и назревших проблемах в мировом Православии. Совершим небольшой экскурс в историю самосвятского движения в Украине в ХХ веке.

 Источник

8 марта во всех городах Украины прошли масштабные крестные ходы в поддержку Церкви Христовой. Десятки тысяч верующих вышли на улицы в день Торжества Православия, чтобы помолиться и заявить о своей верности Украинской Православной Церкви.

Но, как и следовало ожидать, далеко не всем это понравилось. Адептам СцУ и их сочувствующим не дает покоя такая массовая поддержка канонической Церкви.

Вся ложь, все росказни о минимальной поддержку УПЦ начинают рассыпаться, рейдерские схемы, по которым отбирались церкви, уже выглядят не такими и надежными.

Что остается? Злобно смотреть на проходящую мимо крестный ход тысяч православных христиан и шипеть о "агентов Кремля" и "русской церкви".
Ну, не только шипеть, но и писать ядовитые статьи. Именно этим и занялись винницкие СМИ определенного сорта ...

Источник

8 марта во всех городах Украины прошли масштабные крестные ходы в поддержку Церкви Христовой. Десятки тысяч верующих вышли на улицы в день Торжества Православия, чтобы помолиться и заявить о своей верности Украинской Православной Церкви.

Но, как и следовало ожидать, далеко не всем это понравилось. Адептам СцУ и их сочувствующим не дает покоя такая массовая поддержка канонической Церкви.

Вся ложь, все росказни о минимальной поддержку УПЦ начинают рассыпаться, рейдерские схемы, по которым отбирались церкви, уже выглядят не такими и надежными.

Что остается? Злобно смотреть на проходящую мимо крестный ход тысяч православных христиан и шипеть о "агентов Кремля" и "русской церкви".
Ну, не только шипеть, но и писать ядовитые статьи. Именно этим и занялись винницкие СМИ определенного сорта ...

Источник

Митрополит Винницкий и Барским владыка Варсонофий стал в непростое время - ему выпало возглавить епархию, которую ее архипастырь оставил, уклонившись в раскол. Из уст иерарха слова о стояния в вере и соблюдения чистоты православной традиции звучат особенно убедительно.

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует беседу с цикла «Великий пост: шаг за шагом с отцом Александром Клименко» накануне Недели Торжества Православия.

 

Прот. Александр Клименко: Радости вам во Христе, дорогие братья и сестры!

Скажу честно, мы с вами дожили до завершения этого первого непростой недели Великого поста. Он был непростой для всех нас - и для священнослужителей, и для мирян. Вместе с вами мы прошли большой пласт тех молитвенных чинопослидувань, которые настроили нас на великопостный строй. Нами уже прочитан Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, мы могли причаститься Таин Христовых на нескольких литургиях. И вот мы с вами празднуем праздник, в православной традиции называется «Торжество Православия». Почему такое название носит этот день, чем это обусловлено, исторические предпосылки, мы будем сегодня спрашивать у митрополита Винницкого и Барского Варсонофия.

Слава Богу, владыка!

Митрополит Варсонофий: Навеки слава Богу!

Прот. Александр Клименко: Что же, на все эти вопросы, которые я сейчас озвучил, придется отвечать Вам. Прошу Вас, владыка.

Митрополит Варсонофий: Не случайно Святая Церковь установила это празднование в первое воскресенье Великого поста, после тех великопостных подвигов, когда каждый день богослужения проницательны, особые, как то Покаянный канон Андрея Критского, который помогает увидеть себя, духовную внутри и позволяет в духовном подъеме воздать Господу Богу славу за то дарование, той веру торжественно.

Исторически праздник Торжества Православия было установлено в VIII веке. Мы знаем, что это предшествовало том событии, когда император Лев ИИИ Исавр приказал уничтожить все иконы, но Господь не допустил этого. Мы даже не представляем, что бы было без икон, которые нас переносят в ту Небесную Церковь Торжествующую. Это Торжество также тем, что сохранили и передали нам мученики, что передали нам Печерские преподобные, которые покоятся в Киево-Печерской Лавре. Мученики страдали за веру, нам ее передать, и в образе она сейчас соединяется с Богом, с Божьей Матерью, с теми мучениками, преподобными, к которым мы с вами обращаемся.

Первая икона, показала, что Господь хранит нас в этой вере - это Иверская икона Божьей Матери. Когда воин пронзил этот образ Богоматери, то кровь стекла с лика Божией Матери, тем самым мы сегодня можем сказать, что кровь Божьей Матери омывала ту безвиру, те гонения, которые велись против Церкви Христовой. Много чудес через Иверская икона Божьей Матери происходило. Мы знаем, как потом образ попал на гору Афон. Также еще есть много разных чудотворных икон, от которых каждый христианин испытывал в своей жизни ту действительно благодатную силу, благодатную помощь. Кто обращался перед иконой к первообразу, то чувствовал ту благодатную силу, помощь в своей жизни. Поэтому мы действительно рады сей день, поэтому по-особенному торжествует наше сердце, наша душа, что у нас есть это сокровище - Православная вера, которая ведет нас к спасению.

Прот. Александр Клименко:То есть, фактически, мы вспоминаем сейчас событие, которое показала перед лицом Вселенной, Церковь способна защитить свои святыни, Церковь способна завоевать в тяжелой борьбе свое право верить так, чтобы это соответствовало вере апостолов. И мы знаем: несмотря на то, что Церковь преодолела эти вызовы в VIII веке, борьба с иконопочитанием продолжилась. Насколько часто это бывает в Церкви, когда, казалось бы, мы на Соборах завоевали право верить, но и в дальнейшем силы зла поднимаются перед лицом своего заказчика, скажем так. Как Вы реагируете на упреки тех современных иконоборцев, которые продолжают утверждать, что икона - это идол? Как нам, священникам и мирянам, реагировать на таких людей? Много было таких знакомых или прохожих людей в Вашей жизни, критически относились к иконопочитания и даже имели определенное отвращение к нашим икон?

Митрополит Варсонофий: В моей жизни было немного случаев, большинство людей приходили с вопросами. Знаете, какие у протестантов молитвенный дом - такие белые стены, и получается человечек в пиджаке и галстуке ... А в нашем храме все настраивает на молитву ...

... Вот заходишь в храм в Первую седмицу Великого поста - все в таких сдержанных цветах, все настраивает на молитву, настраивает на великопостный подвиг, который помогает нам. Приведу такой пример. Ты хочешь вспомнить родных, которые уже отошли в вечность, смотришь на фотографию и переносишься мыслью к ним, вспоминаешь хорошие отношения, возможно, общение с ними. Так вот и в случае с иконой - мы не кланяемся дереву, краскам, мы кланяемся Первообразу, поэтому, который изображен на иконе. Или это икона Спасителя, или это икона Божьей Матери, или это икона святого ...

Тем более, мы знаем, что первый образ Спасителя - «Спас Нерукотворный» - появлялись странным нерукотворным образом и сохранился. Также мы знаем, что свт. Лука написал первую икону Божьей Матери - «Владимирскую Богоматерь». Мы понимаем, что Господь нам таким образом передал Свое благоволение, чтобы мы имели возможность через иконы поклоняться Первообразу ...

Каждый в своей жизни, когда имеет определенные сомнения или задается сомнительными вопросами, но приходит к иконе Божьей Матери, хоть с неверием, и имеет хоть небольшую веру, то получает для души благодатную силу. И сколько таких людей, которые с недоверием приходили в лаврских пещерах, к иконам, подходили к иконе Богородицы «Призри на смирение» в Введенском монастыре ... Вот люди шли в генпрокуратуру и просто зашли по дороге в Введенской обители - и в душе изменения произошли.

У меня был такой случай. Когда еду на Афон паломником, то всегда стараюсь подняться на вершину, и встречаются такие люди, которые просто намерены тоже подняться. А проедешь святынями - особенно мне нравится Иверский монастырь, где хранится Иверская икона Божьей Матери - там у человека, даже закостенелой в неверии, просто сердце тает, - другим становишься. И вот когда люди просто хотели подняться на вершину Афона, но побывали у чудотворных икон Божией Матери - это «Иверская», «Скоропослушница», «Достойно есть», - просто по-другому раскрылись. Если у человека есть какая-то доля разочарования, она придет к чудотворной иконе, то почувствует благодатную силу. Это просто надо почувствовать, доказывать человеку сложно, если она не хочет поверить, но если у него желание дойти до истины и она подойдет с искренним сердцем к чудотворной иконе, то Божья Матерь поможет.

Прот. Александр Клименко: С ваших слов становится понятно, что иконопочитание само себя защищает, икона отвоевывает себе право находиться в нашей жизни.

Но подавляющее большинство людей, которые отвоевывают другая жизнь, могут сказать так: «Владыка, Бог у меня в душе, и я не нуждаюсь никакой внешней символики для выявления моей любви, я не нуждаюсь догматизации основных импульсов душевных, которые возникают во мне. И все эти ваши победы над еретиками, победы за право уважать иконы или право за определенные христологической Истины, которые мы так долго боролись в эпоху Вселенских Соборов, - все это для меня не играет никакой роли », - скажет рядовой человек, не углублялся в историю Церкви и не пробовал пока молиться.

Так связь между правильным верой и перед теми приобретенными правильными знаниями? Приводит правильное вероучение к правильной веры, и наоборот - неправильное вероучения к негативному опыту, к неправильной молитвы, к тому, что упадешь в заблуждение, почему нас учат святые отцы?

Митрополит Варсонофий: Связь есть обязательно, потому что ты иметь правильное знание веры. Почему? Потому что и Вселенские Соборы и святые отстаивали правильную веру. Каноны, догматы очень важны, потому что без них ты не сможешь приблизиться к Богу. Знаем, как святителю Василию Великому, когда он боролся с арианами, говорили: «Что же ты будешь бороться, там император на стороне ариан». Но он отвечал, что самое главное - это правильная вера Христова, которую нам передали апостолы. И это очень важно, потому что когда у тебя неправильные знания о вере, то со временем они приводят в ложную сторону - не до Бога, а постепенно от Бога.Поэтому мы дорожим правильной верой, которая помогает нам приближаться к Богу, и это для того, чтобы получить добродетели, а для этого должна быть правильная вера. Это залог всего, а дальше уже, разумеется, - и молитва, и добрые дела, чтобы показать через добрые дела правильной верой, что ты хороший христианин.

Прот. Александр Клименко: Когда об этом Вы говорите, владыка, то веришь, о содержании правильной веры, по соблюдению чистоты православной традиции. Почему так? Почему я Вам доверяю? Потому что я знаю, в какой непростой время вам пришлось вступить в управление Винницкой епархией. И когда Вы говорите о соблюдении этой чистоты и о том, что бывает, когда человек уклоняется от этой чистоты, то говорите не об отстранены для Вас вещи, а о реальных.

Что такое Торжество Православия в Винницкой епархии? Или это что-то отстраненное для Ваших мирян и священников, для Вас лично, или это что-то реальное? Или пережили Вы Торжество Православия за последние месяцы, за последний год Вашего пребывания в Винницкой?

Митрополит Варсонофий: Да, это действительно реальные вещи для меня, для паствы Винницкой епархии.

Бывший Винницкий митрополит Симеон перешел во вновь «ПЦУ» - непростой было время. Но если посмотреть на историю нашей Церкви, то все времена были непростые, сложные, испытательные. Сегодня мы вспоминаем о иконоборцев, но враг человеческий всегда разные методы использует. Далее посмотрим историю - те же Крестовые походы, католики организовывали, столько святынь было уничтожено, мощей вывозилось ... Далее смотрим - татаро-монгольского ига, сколько татаро-монголы храмов разрушили, Киево-Печерскую Лавру и т.д. Еще дальше смотрим - католики унию организовали, храмы захватывали. ХХ века также печальное в нашей истории, но радостное, что явилось столько мучеников, столько святых, которые показали нам Торжество Православия, показали ту правильную веру, которую нужно хранить. Казалось бы, после 1988 года, когда праздновали 1000-летие Крещения,

Так и мы пережили год назад очень печальные события для нас и для Церкви, когда политики вмешались в дела Церкви, когда была создана новая структура под названием «ПЦУ». Однако мы видим, какими методами они хотели насадить свои принципы. Хотя, казалось бы простому человеку, они не отличаются от нас. Но они не имеют любви и не имеют целью спасти людей. А главное, что мы видели в Винницкой епархии - они забрали епархиальное управление, забрали кафедральный собор и просто захватывали храмы и церковное имущество рейдерскими методами.

Поэтому так - непростые времена мы пережили и, действительно, почувствовали Торжество Православия, на второй день, как меня назначили. После Синода УПЦ мне позвонили из Службы безопасности Украины и предупредили, что «не пустим вас в Винницкую, так будут беспорядки».

Прот. Александр Клименко: Даже были такие опасения?

Митрополит Варсонофий: Да. Мне позвонили и запретили ехать. Тогда было введено военное положение на Винничине, и мне сказали: «Не пустим!». Я искал разные пути, как приехать, посмотрел железнодорожные поезда, мне даже посоветовали приехать в старой машине, спрятаться в ней. И уже в конце дня, я встречался с разными людьми в течение дня, спрашивал, как же так, мы же в XXI веке живем. Опять позвонили из СБУ и сказали, что дадут разрешение, но при условии, если не будет беспорядков в Виннице. На что я сказал: «Какие беспорядки, я еду к своей пастве, я что же еду беспорядки устраивать ?!» И только в конце дня сняли блокаду.

Когда я приехал в Винницу, а это было 18 декабря, люди встретили с такой радостью! Это было такое Торжество Православия! В первую очередь, я не ожидал, что будет столько священников и мирян ...

17 декабря 2018 проходил Священный Синод УПЦ , после обеда я позвонил отцу Богдану, а уже на следующий день собралось столько верующих! И это учитывая то, что был рабочий день, не было никаких объявлений о приезде, просто кто-то кому-то позвонил и сообщил, такое «местное радио» ... Это было Торжество Православия, потому что мы пели Пасхальные песнопения, это была радость! Радость от того, что много людей пришло и сказал, что нам дорога именно вера, что мы хотим сохраниться в канонической Православной вере, которую сохранили и передали нам апостолы, мученики и все святые. Реальное Торжество Православия я почувствовал, когда впервые приехал в Винницу.

Прот. Александр Клименко: Напомните, пожалуйста, какой это было числа?

Митрополит Варсонофий: 18 декабря 2018.

Прот. Александр Клименко: Так рождаются исторические события. Потому что, как мы видим, каждая отдельная епархия - это достаточно независимая организация, во главе со своим архиереем, и, как отдельная Церковь, Вы можете похвастаться особым празднованием Торжества Православия.

Я помню то время: мы все переживали, как Вас все примут, сколько священников смогут удержаться в вере и не разменять ее на политические движения в надежде получить определенные дивиденды. В чем была неприятность, а в чем радость, радость тех, кто не перешел.

Как сейчас дела в Винницкой епархии? Есть те, кто, подобно Петру, поняли свою неправоту и все же вернулись в лоно Истинной Церкви, или большинство священников, которые перешли в ложную структуру, продолжают находиться в лоне заблуждений?

Митрополит Варсонофий: Большинство находится в том ложном лоне. Но, слава Богу, есть такие священнослужители, которые поняли, что «ПЦУ» - это политическая структура, их ввели в заблуждение, и в первую очередь тем, что многим сказали, якобы ее сразу же признают все Поместные Православные Церкви. Затем их вводили в заблуждение тем, что многие священники и архиереев перейдут туда. В частности, в нашей епархии в этом аспекте работали год или два со священниками, насколько мне известно, кроме того, уверяли, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий пойдет. Вот таким образом они ввели в заблуждение некоторых священнослужителей, и они думали, что так и будет. Сейчас они поняли, что это не так. В первую очередь, Поместные Церкви не признали «ПЦУ», во-вторых, раскольники не могут поехать в Иерусалим, на Афон. Да, есть несколько мест на Святой Горе Афон, куда они могут поехать в пиджаках, но это не выход.

Слава Богу, у нас уже четыре священнослужители вернулись в лоно канонической Православной Церкви. Они написали покаянные письма о том, что были введены в заблуждение, что осознают то, что неправильно сделали и предали присягу, ведь каждый священнослужитель подписывал, что будет верен архиерею, канонам церковным и не поддаваться на политические мотивы. Они сейчас увидели, что это - именно политическая структура.

Прот. Александр Клименко: Хочу лишь сказать: слава Богу за возвращение этих людей! Потому что каждый заблудившийся брат, как заблудилась овца, - хочется найти и вернуть в лоно Церкви.

Владыка, для рядового гражданина мы выглядим одинаково: и раскольник, и канонический священник. Заходишь в храм Божий - и там, и там иконы, отличаемся только тем языком богослужения, но ни догматами, то есть вероучением, ни обрядами, традициями их выполнения мы особо не отличаемся. Чем на самом деле, по Вашему мнению, учитывая Ваш архипастыря опыт, мы отличаемся? Как это объяснить?

Митрополит Варсонофий: Когда католики насаждали свою веру, то тоже очень мудро сказали: «Вы храните свои обряды, свои традиции ...». Человек обычный приходит и спрашивает: «Ничего не отличается?». - «Нет, ничего не отличается, только подчиняемся Папе Римскому». Таким образом они хотели завоевать сердца людей и по правильному пути свести.

Поэтому когда мы вспоминаем эту историю с унией, то на ум приходит, так же и сейчас мы видим нарушение канонов церковных. Почему они нарушены? Для простого человека не видно. Один патриархат вмешался в каноническую территорию другой, образует ставропигии т.д., т.е. возбуждено церковные каноны, которые годами хранились. А мы понимаем, что сегодня на йоту они нарушили здесь, а завтра поднимут еще больше: введут новый стиль, ведут общение с униатами ...

Как архипастыри, пастыри, мы должны человеку сказать, в чем разница, мы должны довести эту разницу, и тогда человек поймет, что это важно. Потому что вера - это очень важно, только через веру мы можем достигать любви к Богу и к ближнему, истинной любви. Через веру мы можем спастись! Поэтому очень важно для каждого человека храниться в канонической вере.

Прот. Александр Клименко: Вы недавно завершили визит в Болгарскую Православную Церковь, и, думаю, получили новый опыт общения с православными братьями Болгарии. Как они победили раскол, как видно это по их церковной жизни, или оно расцвело после этого? И какое их отношение к ситуации в Украине?

Митрополит Варсонофий: Вы знаете, очень хороший пример, как преодолен раскол в Болгарии. В них были, как они говорят, сложные времена в 1990-е годы. Также у них был политический раскол. Но благодаря Богу и добрым людям, которых Господь послал внутри 2000-х годов им удалось преодолеть этот раскол. На государственном уровне у них была поддержана идея беречь Истинную Церковь, они не вмешались в дела Церкви и свою новую структуру образовали, нет - они помогли, чтобы Истина воцарилась.

Я не знаю, какие механизмы были задействованы, но через покаяние архиереев, отошли и были снова приняты в лоно Церкви ...

Прот. Александр Клименко: ... То есть не росчерком пера, а не бумажкой, а через покаяние ...

Митрополит Варсонофий: Через покаяние они были приняты. И один из них, который был достаточно активен и тоже через покаяние принят, сегодня заболел, было проведено лечение химией. Получилось так, что у него ни бороды, ни волос теперь нет, поэтому сейчас он не служит, но так ходит в храм и причащается. Но мне, и, думаю, всякому, кажется, что Господь таким образом спасает его, и он тихо, спокойно входит в храм и просто молится.

Думаю, что нам показано как раз правильный путь. Самое главное достижение - чтобы мы достигли Торжества Православия в вере, этот путь непростой, путь Христов ...

Прот. Александр Клименко: Мы также общались с ними (представителями Болгарской Церкви - ред.), Они теперь уже смотрят со стороны, а не изнутри на те же проблемы, только какие у нас. На чьей они стороне, кого они поддерживают в русле тех проблем, с которыми мы столкнулись и уже второй год переживаем?

Митрополит Варсонофий: Слава Богу, они поддерживают нас. Я встретился с Патриархом Неофитом, поздравил его с седьмой годовщиной интронизации. Слава Богу, я услышал слова поддержки, молитвы, заверения, что они переживают за нашу ситуацию, что они поддерживают нас.

Непростая у них также внутренняя ситуация, у них свои мысли внутри Церкви, но вся полнота Болгарской Православной Церкви нас поддерживает, молится и уверяет, что никоим образом не может признать тех раскольников, без покаяния были приняты Константинопольским патриархом.

Прот. Александр Клименко: Как говорил митрополит Антоний Сурожский, Торжество Православия - это не победа одних православных людей над другими православными людьми, это осознание того, что Православие продолжает сиять, как неугасимое свет во всем мире.

И вот Вы увидели радостный опыт победы в Болгарской Православной Церкви, а теперь вернулись в свою непростую приход, но так спокойно рассказываете о Ваших будни в Винницкой епархии, спокойно делаете отсылки к прошлому, мол, так всегда в истории было, с этим всегда Церковь сталкивается ... Я понимаю, Вы в определенной степени прикрываете собой множество тех вопросов, которые возникают в Вашем служении архипастыря на «передовой» нашей Церкви, потому что таких проблем, как в Винницкой, отмечу, не претерпела ни одна епархия. Потому что только там был архиерей, который покинул лоно канонической Церкви.

Какие слова Вы находите для людей, как Вы их объединяете, новые начинания Вы совершаете, чтобы объединить людей в Православии? Поделитесь, что нового Вы предложите нам, чтобы мы здесь также увидели, что епархия жива, что епархия движется в новую сторону?

Митрополит Варсонофий: Очень хорошие Вы привели слова митрополита Антония Сурожского, что это свет - свет, сияющий в лицах людей.

Мы говорили несколько ранее о том, какая разница между канонической Церковью и раскольниками ... И вот еще разница. Я хотел бы подчеркнуть, что монастыри и монахи - это особые светильники, во все времена они были светильниками Церкви Христовой. И вот такая разница: действительно, сколько у нас монастырей, сколько у нас подвижников, которые показывают этот путь к Богу. Не просто в книге об этом можно прочитать, выйдут какие-то протестанты и прочитают лекцию об этом, нет - они своей жизнью показывают, как нужно жить! И я рад, в первую очередь, что в нашей епархии действуют монастыри - Браиловский монастырь, в этом году мы празднуем 30-летие восстановления монашеской жизни, 30 лет назад была зажжена монашеская лампада в этой обители; это вновь Барская женская обитель; Лемешевский мужской монастырь.

Я сам расстраиваюсь особыми монашескими подвигами, когда приезжаю в ту же Лемешевском обитель и вижу, как братия трудится! Молитва, труд ... В первую очередь сама братия смотрит на игумению, на игумена ... И мне очень радостно, что у нас такие обители, которые являются тем светильником, которые являются тем огнем, зажигает многих людей и помогает сохраняться в Церкви Христовой и хранить веру. Поэтому очень важно, что у нас есть монастыри, которые, слава Богу, показывают нам то правильный путь.

Также верующих объединяют церковные праздники, совместные мероприятия ...

Хотел бы сказать, что у нас состоится Крестный ход по улицам Винницы, посвященный торжеству Православия. Традиционно Святая Церковь идет Крестным ходом с чудотворными иконами, освящает город, в ходе укрепляется как раз вера людей. Поэтому приглашаю всех верных нашей Винницкой епархии! Кто имеет возможность, приходите 8 марта на 15:00 ( начало шествия в 15:30 - ред.) К Воскресенского храма Виннице, чтобы вместе с вами мы прошли Крестным ходом к захваченному Преображенского собора, где совершим молебен Торжества Православия. Прославим Бога Спасителя, Который дарует нам веру, который дарит нам милости и попросим, чтобы Он укрепил нас в вере нашей. Поэтому всех, кто желает, пожалуйста, приглашаю!

Думаю, это как раз объединяет нас, помогает людям, чтобы этот огонек не погас, а только больше и больше разгорался и привлекал других людей. Такие церковные мероприятия помогают людям храниться в Церкви и помогают, чтобы вера разгоралась.

Прот. Александр Клименко: Вот, как видите, в таком спокойном тоне с «беспокойным» архиереем мы провели сегодняшний разговор. Беспокойным, конечно, не по внутренним состоянием, наоборот - от общения здесь, у нас в студии, разливается особое тепло, за что я благодарю Вас, владыка. Но приятно, что люди, которые находятся на острие православной борьбы, сохраняют в себе такой духовный покой! Спасибо Вам, владыка!

Хотелось бы также, чтобы Вы дали установку на Великий пост. Как нам сохранить тот внутренний покой, который я уже в течение нескольких десятков минут чувствую рядом с вами?

Митрополит Варсонофий: Время Великого поста - это духовная весна, поэтому мы должны по-другому посмотреть на свою жизнь, порадоваться этому, главное не то, что Великий пост - это строгий пост, кто-то нам не позволяет что-то есть, нет, это - духовная весна.

Когда мы проходим поприще Великого поста согласно канонам, воздерживаемся строго, то чувствуем в конце дня, в конце недели особую радость. Почему именно в это воскресенье особый праздник - Торжество Православия, почему каждое воскресенье Великого поста особый праздник? Потому что когда мы проводим седмицу в посте, молитве, чувствуем эту радость.

Я хотел бы пожелать, чтобы каждый из нас - для себя, не для Бога нужны наши поклоны, наш пост, а для нашей души это нужно, - провел его строго, кто как может. Поэтому хочу пожелать, чтобы каждый из вас постарался достичь тех высот, тех качеств, той чистоты своей души, чтобы мы очистили свое сердце, свою душу, чтобы достойно смогли встретить великий праздник Воскресения Христова. Желаю всем вам помощи Божией, чтобы провести достойно этот Великий пост!

Источник

«Великий пост - время особой борьбы не только с нашими плотскими страстями, но и со злыми делами», - убежден протоиерей Александр Клименко.

«Зло - это отсутствие добра. Например, в пост мы перестаем есть скоромное. И что? Значит, это было единственное зло в нашей жизни? », - спрашивает глава Синодального отдела УПЦ по социально-гуманитарным вопросам протоиерей Владислав Диханов.

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует беседу священнослужителей с цикла «Великий пост: шаг за шагом с отцом Александром Клименко» на тему добра и зла, современных вызовов в виде несобранные теста на милосердие по ситуации вокруг коронавируса. Собеседники не согласны с В. Гюго - что быть хорошим легче, чем справедливым, размышляют, как не заболеть «гипнозом больших дел» и дают советы, как «прокачать» в себе навыки милосердия. А также пытаются решить дилемму - говорить в целом о сделанных добрые дела или нет; как сделать так, чтобы добро было действительно добром, а не растворенным желанием извлечь из этого процента и почему часто добрые дела сопровождаются соблазнами и как на это реагировать христианам.

 

Прот. Александр Клименко: Радости вам во Христе, дорогие братья и сестры! Сегодня мы имеем возможность пообщаться с протоиереем Владиславом Диханов, главой Синодального отдела УПЦ по социально-гуманитарным вопросам.

Отец, слава Богу! Мы вступили вместе с вами в период Великого поста - время особой борьбы не только с нашими плотскими страстями, но и со злыми делами. Мы с вами хорошо помним фразу Блаженнейшего Митрополита Владимира Киевского и всея Украины, что «в пост главное - не есть друг друга». Подумаем с вами, что может означать эта фраза для нас сегодня?

Прот. Владислав Диханов: То, что сказал Блаженнейший владыка, относится, в принципе, к состоянию любого человека. То есть, мы рождены для того, чтоб быть добрыми и милосерднымы, потому что всякий человек сотворен по образу и подобию Божьему. И скорее, противоестественно быть злым, когда человек, причем не только во время поста, вместо того чтобы жить добром и совета этого стремиться совершенствовать свою душу, погружается во тьму грехов либо постоянной озлобленность по отношении к другим людям. На это состояние человека не просто неприятно смотреть, это противоестественно настолько, что натуральным образом вызывает отторжение. Поэтому мы ПРИЗЫВАЕМ в Великом посту больше говорить о добрых делах, больше творит добрых дел.

Вспомним Этимология слова «зло». Зло - это отсутствие добра. К примеру, в пост мы перестаем кушать скоромное. И что? Получается, это было единственное зло в нашей жизни ?! Зла, к сожалению, хватает в наших наклонностей, дурных привычках, это то, с чем Мы должны постоянно бороться. Во время поста желательно, чтоб мы избавились от того, чем мы отягчались - то есть рассмотреть более глубоко, из чего состоит наша душа, наша жизнь, и конечно, помнили, что изначально мы добры и милосердны.

Прот. Александр Клименко: Мы говорим в том числе о том, что призывы, делает Православная Церковь в эти дни, не только отрицательные - «уклониться от зла», как вы сказали, но и положительные - «сотвори благо» (св. Тихон Задонский о свойствах настоящего поста: «уклониться от зла и сотвори благо» - ред.) . Интересно, в XXI в. доброта и добрые дела до сих пор в чести?

Один из моих любимых писателей XIX в. Виктор Гюго, я люблю его «Отверженных» и, кстати, недавно перечитывал, говорит: «Быть ​​хорошим очень легко, быть справедливым - вот что трудно». Мы с вами уже видим, что время доброта выступает с кулаками, чтобы доказать свою нужность в этом мире. Как вы скажете, эта история от «уклониться от зла» и к «сотвори благо» должна быть в жизни христианина?

Прот. Владислав Диханов: Об этом говорит Священное Писание. НЕ бывает пути восстановления в себя образа Божия без того, чтоб поклонится от зла, но не сотворит блага. Мы только что с вами вспомнили, что зло - это и есть отсутствие добра, поэтому, как только мы уклонимся от зла, но не будем делать ничего хорошего, то праздник место пусто не бывает. Все равно зло поселится в наши души.

Прот. Александр Клименко: Но прав Виктор Гюго, что хорошим быть легко, а справедливым труднее?

Прот. Владислав Диханов: Это отсылка к сюжету самого романа «Отверженные». Там, конечно, своя дилемма у каждого героя, это потрясающий роман. Но, вы знаете, мы всегда вспоминаем и говорим, что если бы Бог был справедлив абсолютно, на сто процентов, то, скорее всего, мы были бы в том печально месте, где «плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 12) . Бог более милосерден, поэтому у нас есть возможность вернуться в естественное состояние добра , милосердия, восстановить в себя образ и подобие Божии и быть со Христом во всем.

Прот. Александр Клименко: Вы четко сказали именно то, что просилось и моему сердцу. «Если бы Бог был, но я бы погиб», - сказал эту фразу прп. Исаак Сирин (Прп. Исаак Сирин дословно писал: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой - милосердие, любовь и прощение» - ред.) . И действительно, его справедливость была бы для нас катастрофической, потому что Господь милосердный для нас в первую очередь. Но не потеряли мы с вами милосердие?

Господь испытывает нас по-разному. В этом году Украина пережила довольно интересный тест на милосердие, я бы даже сказал, на адекватность, на способность эмпатии, переживания, способность сочувствовать, - когда мы встречали наших соотечественников, приезжали из китайского Уханя. Мы знаем, что происходило в Украине в Новых Санжарах, на Тернопольщине, во Львове. Меня это очень поразило, я на своей странице в Фейсбук откровенно писал о том, что не мог представить себе, что хотя бы один украинец способен на такую реакцию. Как так случилось, что мы, украинцы, провалили этот тест на милосердие? Пусть не все, но все же часть Украинской провалила этот тест.

Прот. Владислав Диханов: Конечно, нужно понимать, что сама ситуация неким образом дифференцировало людей. Мы увидели людей, Которые НЕ захотели эту ситуацию принять, более того, они очень активно выступали против - мы видели агрессию, проклены, странные «молебны», Которые даже сложно назвать молебнами. Также мы видели людей, Которые проявили милосердие , привозили продукты, когда привезли переселенцев, без всякой об этом рекламы. Отозвались и представители Церкви, заявил, что «мы готовы помогать». Но и, вместе с тем, мы увидели людей, Которые остались индифферентны к этой ситуации, то есть полностью равнодушный«Ну, произошло, и произошло, я ведь тоже живу своей жизнью». А это показатель. Еще неизвестно, кого было больше - тех, кто был агрессивно настроен, тех, кто готов был поддержать, или как раз равнодушных людей.

Вы знаете, времена равнодушных людей дают почву для того, чтоб зло множилось. Это тот самый момент, когда внутри человека состояние - уклонился от зла, а благо не сотворил. И вот такая граница, на которой в данном случае находится человек, очень шаткая.

Прот. Александр Клименко: Я так обрадовался, когда знакомый епископ Новосанжарский Вениамин в переписке со мной отметил, что «знаешь, батюшка, я готов хоть сейчас с ними ехать в автобусе, зайти в это помещение и им духовным опекуном в течение всей этой истории, побыть вместе в тех условиях, чтобы показать, что мы с ними, которые мы поддерживаем, что они не чужие для нас ». Наличие такой одной позиции перекрывает этот несданный тест.

Продолжая эту тему, хотелось бы вспомнить слова архимандрита Иоанна Крестьянкина, который говорил, что мы страдаем «гипнозом больших дел», а вот несделанных маленьких дел и их важность не замечаем. Мне очень запал в души растиражированный видеоролик докладе американского генерала, который сказал, что благополучие страны начинается с застеленной кровати утром. Такая вот психология маленьких добрых дел. Мы хотим организовать какие-то масштабные проекты, хотим сделать что-то очень большое, перед смертью сделать какое-то большое добро, но забываем о маленьких добрые дела. Мы вступили в пост. Посоветуйте, батюшка, как человеку не впадать в излишний героизм?

Прот. Владислав Диханов: Вернемся немного к теме встречи наших соотечественников. Мы говорили о милосердии, что украинцы НЕ сдали тест. Все исходит изнутри человека, мы знаем это из Евангелия. По сути, сложно быть милосердным, если внутри себя ты НЕ культивируешь его, а не живешь желанием добрых дел ежечасно, иногда даже ежесекундно. К сожалению, это правда, никто из нас с утра до вечера НЕ бегает и НЕ думает, кому бы из нас причинить доброе дело ...

Прот. Александр Клименко: Догнать и причинить добро, как говорят ...

Прот. Владислав Диханов: ... Да-да. Господь видит расположение сердца человека и дает возможность нам, посылает в жизни какие-то ситуации, чтоб человек проявил себя с той или иной точки зрения.

А что касается больших и маленьких добрых дел ... Знаете, наверное, в моей жизни не удалось бы реализовать не одного большого проекта, если бы я не опирался на тех добровольных помощников, на тех неравнодушных людей, Которые собирались вокруг Церкви, вокруг меня, как священника , руководителя отдела. Мы с ними общались на разные темы, люди как раз рвались к большим делам, а я их часто останавливал и говорил: «Если бы ты вышел из дома, а рядом на лавочке или под лавочкой лежит человек, пусть даже пьяный, но ты прошел мимо и побежал, к примеру, в детский дом, потому что торопился, опаздывал, значит - свое доброе дело, которое Господь послал тебя сию секунду, ты уже потерял ». Или вот вокруг нас есть нуждающиеся люди или больные, или инвалиды, или в твоей собственной семье, а мы НЕ обращай внимания ...

Мы почему-то очень часто вспоминаем фразу, что дело в мелочах, но совершенно забываем, что наше спасение - тоже в мелочах, оно выстраивается НЕ когда-то потом. Мы живем какой-то фантастической жизнью, которая, к тому же, как-то когда-то наступит, и забываем жить сию секунду и здесь. Забываем, что вокруг нас родные и близкие люди, что вокруг просто люди, Которые нуждаются в теплоте нашего слова, сердца, что их надо поддержать. Нужно жить такой жизнью, настоящей.

Прот. Александр Клименко:Меня когда-то поразила позиция человека, с которым я познакомился два года назад. Так случилось, что после благотворительного концерта, который проходил для нашей православной диаспоры на о. Кипр - мы собирали средства для украинского приюта - во время прогулки по острову я стал свидетелем ситуации, меня поразила. Наш соотечественник, который там проживал уже лет 10, идя по улице, заметил, что в абсолютно чистом пространстве города лежит жестяная банка из-под энергетика, а дальше - пачка из-под сигарет. Он спокойно, без единого слова осуждения, без всякой критики, без акцентирования на этой ситуации, взял одно мусора, остальное - отнес к ближайшей помойки и пошел дальше. Позже я его спросил, как так. Он ответил, что это наша земля, я здесь живу, и мне приятно смотреть на чистоту, которая меня окружает. Он уже даже не замечает этой маленькой доброго дела, потому что это вошло в его плоть. Вырастает следующий вопрос к вам, батюшка:можно, как выражаются в молодежных кругах, "прокачать" в себе милосердие?

Прот. Владислав Диханов: Даже сложно ответить сразу. Говорю еще раз, что восстановить в себя образ Божий. Если это - «прокачать», почему нет? Святые отцы подают пример, Евангелие дает нам инструкцию, как внутри себя «прокачать» милосердие. Но просто быть милосердным, а не воспитываю в себе способность к добру и милосердию, к тому, чтоб естественным способом делать добрые дела каждый день, а не в какие-то особенные моменты, будет сложно. Что человек выносит из своей сокровищницы? Только то, что там спрятано. Что внутри души, внутри сердца сокрыто, то и будет человек выносить, особенно в экстренных ситуациях, а в нашей стране ЭТИХ экстренных ситуаций ... И люди проявились, кто есть кто.

Прот. Александр Клименко: Подавляющее большинство людей, которая сподвигла себя на добрые дела, ждет золотого дождя с неба, ждет, что будет падать конфетти с неба, сразу Боженька сегодня даст взамен благо. Понятно, что это не совсем наша история. Мы знаем, что у протестантов есть видение, что именно за добрые дела, созданные на земле, Господь может дать определенные дивиденды. Как сделать так, отче, чтобы наше добро было действительно добром, а не растворенным желанием извлечь из этого процента? Как научиться делать добро, даже на надеясь за это попасть в Царство Небесное, а просто делать добро, потому что это правильно?

Прот. Владислав Диханов: Вы забыли, наверное, добавить, что в протестантов есть своя философия, а в православных все сложно. Православным быть сложнее в этом контексте, потому что православный ждет удара по шее за свои добрые дела (улыбается - ред.).

Если обратиться к святоотеческих наследию, то увидим следующее. Преподобный авва Дорофей говорил, что всякое доброе дело, прежде чем будет принято в Бога, должно быть испытаний ( «Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается совета Бога, не может быть твердым, если не будет испытаний искушения ». - ред.). Поэтому всяком добром делу либо предшествует, либо последует искушение.Почему так? Потому что во всяком добром деле есть соблазн приписать себе это действие благодати Божией, которая помогает нам творить добрые дела. Человек истинное доброе дело может творит только в единении со Христом, без примеси каких-то ложных посылов, Которые внутри нас, к примеру: тщеславие, желание как-то выделиться, как-то поторговаться.

С другой стороны, мы Должны понимать, что НЕ совершенны, и путь к совершенству НЕ простой и достаточно длинный. Если говорить словами святых отцов, есть три стадии, Которые проходит человек . Первая степень - человек входит в духовный путь, это состояние раба , когда человек из-за какого-то страха начинает приближаться к Богу. Вторая степень - это степень наемника , а наемничество - достаточно долгий путь, потому что нам всегда хочется поторговаться и выторговать себе что-то, причем не там, а здесь и сейчас. И третья степень - это высшая духовная степень, на которую, к сожалению, не всё восходят, это степень сыновства. Это и степень, когда ты делаешь просто потому, что любишь Бога, любишь людей, делаешь спустя, что это делает твой Отец Небесный, и ты этим путем стараешься идти.

Прот. Александр Клименко: Как достичь того состояния, чтобы пост мы творили не потому, что хотим что-то получить: кто - духовные блага, другие - телесные, - а просто потому, что Господь это делал, и мы пробуем быть благодарными сыновьями. Мы пробуем делать добро, хотя, как говорит свт. Феофан Затворник, наши добрые дела воняют перед Господом, но все же пробуем делать добро, делать его честно. Здесь возникает следующий вопрос.

В XXI в. мы столкнулись с новым вызовам. Я помню слова Патриарха Кирилла, который говорил: «Если мероприятие не был освещен в СМИ, то его не было». Мы знаем слова из Евангелия, что «пусть не знает левая рука твоя, что делает правая» (Мф. 6: 3). Как нам, христианам, реагировать на то, что такой вопрос возникает не только в светской, но и в церковной аудитории? Как реагировать на то, что в XXI в. мы активно рассказываем о задуманы и уже завершены благотворительные проекты, которые совершает наша Церковь или отдельные ее представители? Вы возглавляете Синодальный отдел УПЦ по социально-гуманитарным вопросам, деятельность которого вызывает большой интерес у общества, так как это помощь реальным людям. Помните ли вы по собственному опыту, когда именно информирование, огласка добрых дел или проектов отдела помог сделать добро?

Прот. Владислав Диханов: Я хотел бы сказать, что Святое Писание НЕ однобоко отражает нашу жизнь и подсказывает, как нам действовать. В Евангелие помимо слов о том, что пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6: 3), есть и иные, когда Господь учит Своих учеников: «Да да светит свет ваш пред людьми, чтоб они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного »(Мф. 5:16). И это хорошая подсказка. Потому что когда мы собираемся вместе, как Церковь, как община, как семья духовная, то совершаемые нами добрые дела как раз являются поводом прославит Отца нашего Небесного. И для внешних людей такое событие важно, они видят, что есть большая группа людей, Которые живут совета славы Божьей, ради того, чтоб делать добрые дела и прославят имя Божие.

Однако для меня тоже есть дилемма, о чем я много размышлял и пришел к следующим выводам. Когда Господь выиграл Кубок поучаствовать в добрых делах, и для этого мне не необходимо собирать группу волонтеров, не необходимо бросать клич, что давайте все вместе поможем, а я могу это сделать своими силами, то, конечно, я об этом никому не скажу, даже матушке . А когда масштабы помощи значительны, и мы понимаем, что самый не потянем, то информационные технологии позволят нам обратиться к большому кругу людей, призывая их к делам милосердия, чтоб вместе оказать ту или иную помощь нуждающимся.

Когда Церковь дала мне послушание главы Синодального отдела, то так все и было, потому что ресурсов Не было никаких. У некоторых возникла иллюзия, что меня назначили директором банка ...

Прот. Александр Клименко: Тем, кто будет распределять уже имеющиеся средства ...

Прот. Владислав Диханов: Да. Но не то, что средств, а самого Банка не было, мне приходилось создавать отдел на ходу, так сказать, на коленках. В то время началась война, хлынуло сотни, тысячи переселенцев, это целый комплекс проблем. У всех, абсолютно у всех шок от происходящего, а тут еще надо, а не акцентируя внимание на своих чувствах, успевать помогать людям. И единственный путь, який был на тот момент доступный, это обратиться за соцсети за помощью, и помощь очень быстро приходила. Я не говорил, что мы сделаем доброе дело, что так будет правильно, а просто писал, что, «друзья, есть люди страдающие, есть нужда, и только вместе, объединившись, мы можем помочь этим людям». И это было удивительно! Столько было чудес!

Мы создавали Центр гуманитарной помощи с того, что освободили комнату в подвале, где ничего Не было - ни стеллажей, ни полок, и я дал клич в соцсети. Уже с обеда к нам ехали люди с помощью, а к вечеру состав был плен. Думал тогда: «Господи, наверное, погорячился». На следующий день уже с утра начали идти переселенцы: «Где здесь, говорят, состав гуманитарной помощи». Как узнали? Мы еще Не успела толком информацию дать об этом. И что вы думаете - к обеду уже состав был пуст.

Как он заполнился до потолка, так и быстро опустел. Я думаю: «Все. А завтра снова придут люди, как мы им поможем? » И вдруг звонят: «А как к вам добраться?». - «Вы кто?» - «А мы едем с гуманитарной помощью к вам». К вечеру снова состав наполнился. Так было протягом нескольких недель, потом уже все более-менее стабилизировалось, мы успели поставить стеллажи, Отсортировать гуманитарную помощь. Но как было по-другому тогда все организовать, если бы НЕ немощное обращение к людям через соцсети и возможность услышать это слово благодаря современному слову массовой информации?

Прот. Александр Клименко: Даже мы порадовались. Помню, я тогда узнал именно из соцсетей, что вы совершили открытие Православного центра помощи вынужденным переселенцам в с. Войково Киевской области. Я тогда обрадовался, что наша Церковь активно, причем, массово помогает таким людям. Я не участвовал в ваших проектах, но даже узнавать со стороны о делах милосердия, которые кто-то делает, радостно. Почему? Потому что сразу хочешь сам что-то сделать хорошо, соответствующее тому моменту, который возникает в нашей стране.

Спасибо, отец, за ваши замечательные слова, особенно за ту позицию, которую вы крепко держите уже не один год, оказываете помощь тем, кто в этом нуждается. Мы помним слова пророка Исаии, что в пост нужно «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу, и всякое ярмо разорвать» (Ис. 58, 6). Мы пробуем делать это дело, а вы находитесь именно на острие борьбы. Дай Бог, помощников в вашем деле! Хотелось бы от вас, как человека, который стоит на передовой помощи нуждающимся, услышать наставления верующим людям, которые вступили на путь поста.

Прот. Владислав Диханов: Спасибо за предоставленную возможность. Для меня честь обратиться сразу ко многим людям. Мы должны помнить, что пост - это время особенного духовного подвига, особой духовной радости. Важно, что человек может время поста посвятить Не только телу, но и своей душе, своему духу, окрыляясь духовными делами, вооружаясь молитвой и творя дела милосердия. Это наш путь спасения.

Единственное, хотелось бы добавить, что Большой пост кардинально отличается от других постов. Как-то я проводил для себя сравнение, и вот что пришло на ум. Большой пост - как выпускные или переводные экзамены в школе, институте и т.д. Ты можешь целый год учиться, а можешь не учиться, но приходит время экзаменов - и расставляет все на свои места. И Большой пост - это то время экзаменов, когда подводится некая черта того, как ты духовно прожил предшествующих год и теперь желаешь встретить Пасху. Конечно, время этого духовного экзамена, как и любого другого экзамена, важно не провал. Я желаю не провал этот экзамен, совершенствоваться Не только в кулинарных постовых изысках, но и в делах милосердия и добра.

Прот. Александр Клименко: Дай Бог! Спасибо батюшке за прекрасную и содержательную беседу и будем надеяться, что многие слова, которые мы с вами услышали, западут зернами в наше сердце и дадут замечательные всходы.

Источник

►

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует третий выпуск с цикла «Великий пост: шаг за шагом с отцом Александром Клименко» о Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, первая часть которого сегодня вечером будет прочитана в храмах нашей Церкви.


►

Наш сегодняшний выпуск – разговор о вере и трудностях, которые преподносит нам жизнь и том, как с ними справляться. Беседуем в # ФильмКлименкоТайм


►

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует второй выпуск из цикла «Великий пост: шаг за шагом с отцом Александром Клименко» , посвященный Первой седмицы.


Страница 1 из 3

Новости Херсонщины

  • Утреня с акафистом Пресвятой Богородице в Свято-Духовском соборе Херсона (Видео)
    Утреня с акафистом Пресвятой Богородице в Свято-Духовском соборе Херсона (Видео) 3 апреля 2020 года, в канун субботы Похвалы Пресвятой Богородицы, митрополит Херсонский и Таврический Иоанн возглавил утреню с акафистом Божией Матери в Свято-Духовском кафедральном соборе Херсона. За богослужением его Высокопреосвященству сослужили соборные клирики. По традиции,…
  • На Херсонщине определили семь лучших природных чудес
    На Херсонщине определили семь лучших природных чудес На Херсонщине определили семь лучших природных чудес, которые являются наиболее привлекательными объектами туризма и рекреации. Об этом првидомляе Департамент туризма и курортов Херсонской облгосадминистрации. олешкивский лес Наибольший искусственный лес в мире был высажен жителями Херсонщины,…
  • Мэр города Голая Пристань рассказал о ситуации с коронавирусом
    Мэр города Голая Пристань рассказал о ситуации с коронавирусом Человек, у которого обнаружили коронавирус, проживает не в Голой Пристани, а в населенном пункте в 25 километрах от города. Там уже проводят дезинфекцию и ограничивают передвижения местных жителей. Об этом рассказал Голопристанский городской голова Александр…

Что пишут в соцсетях