Russian English Greek Serbian Ukrainian
Информационный Сайт Херсонского Священника

ЦЕРКОВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

A A A

►

15 ноября 2019 года на сайте Ромфея был опубликован долгожданный меморандум синодальных комиссий Элладской Православной Церкви, в котором были изложены основания и аргументы для поддержки ЭПЦ проекта Фанара в Украине.

Отметим наиболее интересные моменты документа, который нещадно раскритиковали в греческих СМИ.


В опубликованном тексте говорится, что синодальные комиссии изучили ряд писем от предстоятелей Православных Церквей: речь о письме от Предстоятеля РПЦ Патриарха Кирилла, письме главы ПЦУ «митрополита» Епифания, письме главы Константинопольской церкви Патриарха Варфоломея, о письмах Предстоятелей Сербской, Польской Церквей Патриарха Иринея и Митрополита Саввы, письме Главы Церкви Чешских земель и Словакии Митрополита Ростислава, а также о докладе митрополита Новоионийского и Филадельфийского Гавриила о статусе епископов, которые откололись от Московского Патриархата, и обзоре профессора Власиоса Фидаса.

Отметим, что во вступительной части, где упоминаются письма от глав Церквей, руководитель раскольнической ПЦУ Епифаний Думенко назван «Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины», глава канонической УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий – «Почтенным Митрополитом Киевским и всея Украины:

Γράμμα του Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Κιέβου και πάσης Ουκρανίας κ. Ονουφρίου;

Γράμμα του Μακαριωτάτου Μητροπολίτου Κιέβου και πάσης Ουκρανίας κ. Επιφανίου.

Далее по тексту кратко приведены исторические факты, начиная от основания в Киеве митрополии Вселенского патриархата в 988 году (существование на землях Украины юрисдикции Моравской епархии от Римского престола еще до Крещения Киева тоже не упоминается). Отметим оригинальную подачу «исторического материала», например, 1448 год знаменует загадочное «отделение Московской митрополии от Киева», без уточнения причин, почему из Москвы изгнали Киевского митрополита, который перед тем ушел в унию. Далее упомянуты даты признания патриаршего престола в Москве Константинополем и другими восточными церквями, реформирование Московского Патриархата Петром I и синодальная форма управления, восстановление статуса Патриархата после 1917 года. Стыдливо опускается одобрение обновленческой церкви в советской России Константинополем и фактическое его участие в большевистских гонениях РПЦ: период 1917-1921 определен как «гонения на церковь», далее говорится об объявлении автокефалии в Польше в 1925 году (причем часть нынешней Украины указана как часть Польской церкви), далее говорится об «оккупации Западной Украины» в 1939, 1945 – почему-то дата начала «коммунистического правления в Украине», и что совсем интересно – 1990 назван годом распада СССР, а 1992 – годом признания Украины как независимого государства.

Далее авторы меморандума, в котором путаются даже новейшие исторические данные, переходят к самому интересному. В 1992 году, по их видению, иерархия УПЦ «просит Вселенский патриархат об автокефалии и петиция также подписана Митрополитом Онуфрием», после чего «Филарет и епископат преданы анафеме».

На самом деле подписанное нынешним Главой УПЦ, инициированное тогдашним митрополитом Киевским Филаретом Денисенко обращение об автокефалии в 1992 году адресовалось РПЦ, однако позже митрополиты отозвали свои подписи, а проект Денисенко рассыпался, и уже после того Филарет с несколькими сторонниками обращался на Фанар.

Вдосталь потрудившись с передергиваниями, авторы меморандума вернулись к тому, что «юрисдикция над Киевской митрополией никогда не давалась РПЦ», что Вселенский патриархат имеет право принимать апелляции от иерархов церквей, а также беспокоиться о безопасности для Церкви, и имеет единственную прерогативу объявлять автокефалии.

«В конце концов, вся история Вселенского патриархата, то есть в счастливые и хорошие времена, на самом деле является свидетельством вечного бескорыстного или даже жертвенного приношения всей Православной Церкви», – рассказывают в меморандуме.

«К сожалению, поскольку Московский Патриархат не присутствовал на работе Критского собора в 2016 году, было невозможно обговорить вопросы предоставления автокефалии», – напоминают в ЭПЦ причины изменения поведения Фанара.

Также в тексте говорится о том, что по закону Православная Церковь Греции неразрывно связана с Константинопольским патриархатом.

Таким образом, подчеркнули в документе, никаких препятствий для признания независимости Церкви в Украине Вселенским патриархатом ЭПЦ не имеет. Вопрос о том, является ли препятствием для признания отсутствие канонических епископских хиротоний, в меморандуме не излагается.

Источник

Новости Херсонской епархии

Что пишут в соцсетях